Если уж так много Парагвая, то весь не нужно. Но самую-самую лучшую и полезную часть почему бы не втащить? Ту что густо заварена на мате . Ну если не в тягость, конечно
Я бы с удовольствием почитала ИЗБРАННОЕ вместо того чтобы идти на другой форум и там лопатить все подряд
Заваренную на матэ, говорите? Попробую. Итак: уличная езда и матэпитие.
Иностранцам, собирающимся поездить по Парагваю за рулем автомобиля, нужно привыкнуть к мысли, что ездят тут не так, как в соседней Аргентине и уж, тем более, не как в Европе.
Нет, движение здесь правостороннее, да и знаки похожие.
Главная неожиданность в том, что в Парагвае нет единых правил дорожного движения, одинаковых для всей страны. Да и Правила, в виде печатном, найти даже в Асунсьоне, практически невозможно. Мне удалось стать счастливым обладателем этой брошюры после долгих поисков и просьб, через коллегу по профессии - сотрудника муниципалитета, который обучался еще в Союзе и очень скучает по общению на русском.
Брошюра представляет собой немаленький 218-страничный опус, который в простой и доходчивой форме, с картинками, рассказывает о том, как нужно ездить. Когда читаешь правила, не покидает ощущение, что это книжка для детей.
Но парагвайцы – просты, как дети. Им так и нужно подавать материал.
В 2008 году, например, правительство стало бороться за то, чтобы мотоциклисты не ездили без шлемов. Не издали указ и – всем исполнять! А несколько месяцев, по всем программам телевизора пускают социальную рекламу, где подробно объясняют, почему нужно ездить в шлеме… Ну, да ладно.
С Правилами несколько сложнее. Я подробно рассказываю об этом, чтобы подготовить к тому, с чем придется встретиться на дороге.
Поскольку Правил в печатном виде – не достать, то учатся все правилам «по устному преданию»: как расскажет инструктор автошколы, который, может быть, знал того человека, который видел у соседа эту книжку. А в сельской местности?!
Еще одно. Парагвайцу совершенно необязательно получать права в том муниципалитете, где живет и проходить «техосмотр» тоже. Где удобнее.
Поэтому на улицах и ездит подавляющее большинство водителей, которые наверняка с Правами, но без знаний.
Кроме всего прочего, парагваец(йка) неотделим от процесса питья матэ (терэрэ) и, следовательно, одна рука у него (нее) всегда занята бомбильей с напитком, а мозг работает над тем, чтобы не пропустить «сьорбнуть» вовремя. А ведь нужно еще подливать из термоса! Три парагвайца, выехавшие на нерегулируемый перекресток с разных концов – гарантированная пробка.
Тут нужно сказать и о том, что парагвайцы почему-то не любят знак «Уступи дорогу» и вы практически не встретите его на улицах. «Правило правой руки», действующее на всех нерегулируемых перекрестках мира, здесь тоже мало знакомо.
Поэтому не удивляйтесь, когда, выехав на перекресток, увидите мчащийся вам в бок автомобиль, который и не знает, что «должен» вас пропустить или, наоборот, когда вы притормозите, пропуская кого-то, вам сзади погудят: «Ты что, мол, не знаешь, что на этом перекрестке принято пропускать нас!?»
Большинство самых широких улиц Асунсьона имеют только две полосы в одном направлении. Парагвайцы любят ехать в левом ряду, независимо от скорости, попивая терере и не раздражая соотечественников! Кому нужно обогнать, - есть ведь правая полоса. Они очень толерантны и не будут висеть на хвосте, мигая фарами, сигналя и размахивая руками…
Но видели бы вы, как беспрекословно и быстро они пропускают скорую или пожарных с мигалками! Самые левые прижимаются влево к осевой, а самые правые - к бордюру, иногда даже на него заезжая: в образовавшийся посередине проезд и протискивается скорая!
Еще одна интересная особенность парагвайских дорог – «стрелки» на светофорах. Стрелка, указывающая движение налево, может быть прикреплена справа от светофора и наоборот.
Парагвайцы мало пьют спиртного. Пиво, которое значительно «легче» славянских и освежает в жару, вино… Они ведь не знают, что пиво без водки – деньги на ветер. А учителя еще не подъехали. Псевдорусская водка из Бразилии стоит невостребованная.
Тем не менее, после тусовочной ночи, под утро, да и ночью, на дорогах можно встретить много водителей с «неадекватным поведением» (сколько тому парагвайцу нужно?), которые или крадутся тихонько без огней «на базу» или наоборот взлетают.
Наиболее опасным объектом улиц Асунсьона является все же «коллективо» - автобус. Это ревущее чудо мало считается с другими участниками движения, царапин (своих и чужих) не боится и «не обращает на них внимания».
Вне городов – наибольшую опасность, особенно в ночное время, представляют большие камионы – грузовики, часто с прицепами, которые действуют по принципу носорога и виноват тот, кто не увернулся.
Моя рекомендация туристам – не ездить ночью в междугородние поездки даже по центральным рутам.
Может теперь, вы только усмехнетесь, услышав от парагвайца, его сетования на то, что аргентинцы в сердцах называют их селюками, когда парагвайцы заезжают к ним на машине.
А вот еще случай из жизни на тему соблюдения правил дорожного движения. Едем за городом в машине моего знакомого - русского, которому уж более 70 лет и живет он в Парагвае с 1949 года. Он - за рулем. Проезжаем небольшой населенный пункт и на выезде из него он снижает скорость до 5 км/час, говоря мне, что сейчас будет стоять полиция: они здесь всегда дежурят. На самом деле – сидит у дороги на стуле. Проехали мы, а знакомый и рассказывает, как научили его в этом месте ездить медленно. Хорошо научили: так, что он уж лет 30 помнит! Ехал он тогда по этой дороге и не сбавил особо скорость: хоть и не лихач он по природе, но километров 50 в час ехал… Когда проезжал таким образом мимо полицейского, тот, не особо раздумывая, достал револьвер и начал палить по машине. Сделал в ней пару дырок. Ты что, спрашивает потом, не знаешь, что нужно сбавлять скорость? Ну, так разворачивайся и проедь еще раз, а я посмотрю, как ты понял… Такая вот школа.
В Асунсьоне во всех супермаркетах огромные подземные охраняемые бесплатные парковки, что очень удобно. На этой же парковке вам могут помыть автомобиль (за плату).
В «Микроцентре» - старой и деловой части столицы, парковаться придется «с поисками» на маленьких частных парковочках или возле тротуара. Стоит это от 0,40 до 1 доллара за час. Вам выдают квитанцию, с указанием номера машины и времени, даты, когда вы ее поставили. Ее следует положить под лобовое стекло: за неправильную парковку могут заблокировать колеса или вывезти эвакуатором, просто оштрафовать.
Такси в Парагвае не принято ловить на улице ни поднятием руки, ни свистом – никак. Только на стоянках или по телефону. Возле всех крупных магазинов, возле узловых перекрестков и т.п. – стоянки такси, на которых всегда есть несколько машин. Стоянки имеют номера, оборудованы телефонами, по которым можно вызывать машину. Частенько, на такой стоянке, просто в металлическом ящике на стене дома, стоит телевизор, по которому скучающие таксисты смотрят футбол.
Есть в городе и радиотакси, телефоны которого все мобильные операторы «забивают» сразу в симкарту.
Отдельная история – сильный дождь. При сильном ливне, есть улицы, которые просто не справляются с потоками воды, несмотря на мощнейшую ливневку. На какие-то полчаса вода может подняться на сантиметров 40 – 70 и в эту пору маленьким машинкам бывает плохо.
Машинный парк Асунсьона изобилует «антиквариатом», который здесь любят. На перекрестке, рядышком, можно увидеть камионету Форд 50-х годов рядом с БМВ-Х6. И неизвестно еще, кто из владельцев имеет больший счет в банке.
БМВ, кстати, не очень популярная здесь марка. Мерседес – вот любимец. Но «кубиков» нет.
Камионеты Тойота Такома, ХайЛюкс, Митцубиси Тритон или Додж РАМ. Низкорослые парагвайцы любят большие машины.
На улицах парагвайской столицы Асунсьона, часто можно увидеть выступающее на проезжую часть или растущее прямо посреди нее, толстое дерево, например манго. Парагвайцы не считают нужным срезать его, а объезжают. При этом никаких предупреждающих о дереве знаков нет. Но местные знают и не бьются, а приезжих – мало. И это при том, что растет здесь все чрезвычайно быстро и деревья ежегодно сильно и безбожно обрезаются. А вот не выкорчевывают – объезжают!
Мотоцикл – одно из самых распространенных транспортных средств Парагвая и – наиболее демократичное.
Основная масса мотоциклов собирается в стране по японским или тайваньским лицензиям. Я уже писал ранее о торговой марке мотоциклов «Тайга», - столь необычного слова для здешних мест. Мотоциклы весьма доступны по цене и в большинстве случаев их можно купить по квотам – «в рассрочку». Большая часть мотоциклов имеет объем двигателя 125 куб.см., но при этом, в отличие от «советского мотопрома» - четырехтактную конструкцию, а следовательно, - раздельное потребление масла и топлива, большую экономичность. Последнее время появилось много грузовых мотоциклов, которые медленно, но уверенно вытесняют на асунсьонских улицах двухколесные конные повозки.
Есть, однако, и другая категория мотоциклов и мотоциклистов. Я уже писал об увлечении нынешнего президента страны культовым мотоциклом Кавасаки вполне «автомобильной» мощности. Писал и о том, что в Асунсьоне и пригородах (Сан Бернардино, например) хватает пожилых людей, которые живут в свое удовольствие и не прочь иногда покрасоваться этакими ковбоями, несмотря на возраст. Шейный платок с «хорошей» застежкой, сигара, ковбойские сапожки и шляпа… В число этих атрибутов входит частенько и дорогой мотоцикл типа Харлея или Кавасаки на котором можно неспеша прокатиться по столице. Конечно же – без шлема!
Сегодня газета публикует фотографию сенатора Хаэджли на своем железном коне и слегка иронизирует, что сенатор хоть и выступает, как законодатель, за выполнение правил безопасности для транспорта – сам их нарушает.
Если уж говорить об всеобщем исполнении Правил дорожного движения, то не все так просто. Контроль все-таки есть. Сейчас, например, широко обсуждается случай положительного алкотеста у окружного прокурора Луз Тереситы Паэз, видео с задержанием которой попало в СМИ. При этом, будучи слегка «возбуждена», она говорит полицейскому, что он «трахнул» ее карьеру. Теперь прокурор отстранена от выполнения служебных обязанностей на три месяца без сохранения зарплаты.
Могут ли позволить себе в СНГ отстранять прокуроров из-за таких мелочей? Кто тогда будет бороться за счастье народа?