Йербоскептики безусловно правы, что в
сложившейся ситуации, при
имеющихся игроках на рынке чая и кофе особых изменения не предвидится. Однако, разве все истории о бизнесе - это не истории разрушения стереотипов?
Рынок чая в РФ до недавнего времени находился в стагнации и, если сейчас и присутствует рост, то мизерный.
Для нас особенно интересен факт, что доля зелёного чая в общем чайном потреблении РФ составляет всего 8.4%, а чёрного 91.6%. Остальные чаи, надо полагать, потребляются в объёмах не больше погрешности. Однако, справедливости ради надо учесть, что даже 8.4% зелёного чая - это около 14.3 тысяч тонн.
ИсточникПо непроверенной информации из Интернета, в контейнер вмещается около 20 тонн чая, значит зелёный чай поставляется в РФ в 716 контейнерах каждый год. Так уж невероятно, что йерба мате займёт один процент если не общего рынка чая, то рынка зелёного чая (7 контейнеров в год)? Также стоит обратить внимание, что йерба мате может привлечь и любителей кофе, благодаря высокому содержанию кофеина. Ещё интересный факт из этого же источника: в 2016 году средняя стоимость импорта тонны зелёного чая составила 3800$, или 3.8$ за кг, что весьма близко к ценам йерба мате, не так ли?
Йерба мате будет легче привлечь к себе внимание, так как это диковинка. По данным
Nielsen:
Одно из проведенных Nielsen исследований, показывает недостаточность знаний россиян о сортах и видах чая и кофе, а также об их влиянии на состояние организма. Повышение осведомленности по данным категориям вполне может способствовать увеличению интереса со стороны потребителей.
Разобраться в разнице чёрного, зелёного, белого и прочих чаёв может быть проблематично для покупателя, а когда представлен совершенно иной напиток - определиться проще. При грамотной и активной просветительской работе мате вполне может завоевать популярность среди любителей здорового образа жизни и молодёжи. Для более возрастных групп отлично подойдёт пакетированная версия.
На стагнирующем рынке это говорит о том, что покупатель не может четко дифференцировать в своем сознании продукт по качеству и не имеет эмоциональной привязанности к бренду, поэтому ориентируется, в первую очередь, на цену. [...] Имеет смысл рассмотреть альтернативные способы создания стимулов к покупке и построения долгосрочных отношений покупателя с брендом. Производителям и ритейлерам стоит обращать больше внимания на поведение потребителя, принимая к сведению его привычки, желания и знания.
Дальше информация по фруктово-травяному сегменту пакетированных чаёв
отсюда Что касается фруктово-травяных чаев, то доля их еще меньше – порядка 3,5% (в деньгах от всех пакетированных чаев). Сырье для них собирается вообще со всего мира – те же гибискус и ройбуш везутся из Африки, что-то – из Азии и Южной Америки. Но, увы, еcли говорить об опыте Milford, не всегда, но часто мы не можем найти в России в нужных количествах даже то сырье, которое тут произрастает. Например – и я понимаю, что это звучит дико, – обычный шиповник мы импортируем из Чили. Мы искали в России товарные плантации шиповника. Но их нет. А нам необходимо именно промышленное производство растительного сырья, как вы понимаете.
3.5% от рынка, составляющего 170 тысяч тонн в год, то есть 5950 тонн только пакетированного фруктово-травяного чая. Ещё и слова о "промышленном производстве растительного сырья". Куда ж ещё промышленнее, чем йерба?
Дело в том, что фруктово-травяные чаи – крайне интересный рынок, т.к. здесь приверженность бренду гораздо выше, чем в черных чаях (а мы помним, что и рынок традиционных чаев характеризуется высокой лояльностью потребителей к брендам).
Разумеется, йерба мате в классическом виде так запросто на рынок не заскочет, также как и традиционная чайная церемония или зерновой кофе не завоевали большинство покупателей (хотя, надо сказать, в сегменте кофе наметилась очень любопытная тенденция: популярность растворимого кофе падает, а зернового растёт!
Источник).
Однако, если йерба выйдет на рынок пакетированного чая (а может, проявит себя и растворимая йерба?) и прохладительных/энергетических напитков (в определённом объёме уже), то, разумеется, можно ожидать и рост интереса к классическому варианту йерба мате.
Такие дела.