Тут собрание всколыхнулось. У делегатов даже не было времени прочесть проект. Попросило слово несколько человек. Первым был представитель Тувалу - страны, острова которой окажутся под водой, если будет принято то, что там предлагалось; затем последовали представители Боливии, Венесуэлы, Кубы и Никарагуа. Диалектическое столкновение в три часа утра того 19 декабря достойно, чтобы войти в историю, если история еще будет существовать долгое время после изменения климата.
Поскольку на Кубе известна большая часть происшедшего, и это имеется на страницах веб Интернета, ограничусь лишь тем, чтобы частично привести две реплики кубинского министра иностранных дел Бруно Родригеса, достойные упоминания, чтобы узнать заключительные эпизоды Копенгагенского телесериала, и элементы последней главы, которые еще не были опубликованы в нашей стране.
«Господин председатель (премьер-министр Дании)… Документ, который не существовал, как Вы, господин председатель, утверждали несколько раз, возникает теперь. Все мы видели варианты, которые циркулируют подпольно и обсуждаются на тайных сборищах в узком кругу, за стенами залов, где международное сообщество через своих представителей ведет обсуждения в прозрачной форме.»
«Я присоединяю свой голос к голосам представителей Тувалу, Венесуэлы и Боливии. Куба считает чрезвычайно неудовлетворительным и недопустимым текст этого апокрифического проекта…»
«Документ, который вы, к сожалению, представляете, не содержит никаких обязательств по сокращению выброса парниковых газов.
Я знаю предыдущие варианты, которые также путем сомнительных и подпольных процедур обсуждались в узких кружках, там говорилось, по крайней мере, о сокращении в 50% к 2050 году…»
«Документ, который Вы теперь представляете, не включает именно и так уже скудные и неудовлетворительные ключевые фразы, содержавшиеся в прежнем варианте. Этот документ никоим образом не гарантирует принятия минимальных мер, которые позволили бы избежать серьезнейшей катастрофы для планеты и рода человеческого.»
«Этот позорный представленный Вами документ также обходит молчанием и содержит двусмысленности в отношении специфического обязательства по сокращению выбросов со стороны развитых стран, ответственных за потепление климата планеты из-за исторического и нынешнего уровня своих выбросов и кому следует немедленно произвести существенное сокращение. Эта бумага не содержит ни единого слова обязательств со стороны развитых стран.»
«…Ваш документ, господин председатель, - это свидетельство о смерти Киотского протокола, который моя делегация не принимает.»
«Кубинская делегация хочет подчеркнуть преобладание принципа “общей, но дифференцированной ответственности“ в качестве центральной концепции будущего процесса переговоров. В Вашем документе об этом не говорится ни слова.»
«Делегация Кубы подтверждает свой протест ввиду серьезных процедурных нарушений, которые имели место в антидемократическом проведении процесса этой конференции, в особенности посредством использования форматов дипатов и обсуждений - произвольных, исключающих и дискриминационных…»
«Господин председатель, я формально прошу Вас занести это заявление в заключительный отчет по работе этой прискорбной и позорной 15-й Конференции сторон.»
Чего никто не мог вообразить, - это того, что после долгого перерыва, когда все уже думали, что оставались лишь формальности, чтобы закрыть Саммит, премьер-министр страны-хозяина, подстрекаемый американцами, сделает еще одну попытку провести этот документ как консенсус Саммита, когда на пленарном заседании не оставалось даже министров иностранных дел. Делегаты Венесуэлы, Боливии, Никарагуа и Кубы, остававшиеся неусыпными и бдительными до последней минуты, сорвали заключительные маневры в Копенгагене.
Однако проблема этим еще не кончилась. Власть имущие не привыкли к сопротивлению и не допускают его. 30 декабря Постоянное представительство Дании при Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке вежливо известило наше Представительство в этом городе, что учло Копенгагенское соглашение от 18 декабря 2009 года и прилагало новую копию этого решения. Оно текстуально заявляло: «…Правительство Дании в своем качестве председателя 15-й Конференции приглашает стороны Конвенции известить Секретариат ФИКООН в письменной форме и как можно скорее о своем желании примкнуть к Копенгагенскому соглашению».
Это неожиданное сообщение вызвало ответ со стороны Постоянного представительства Кубы при Организации Объединенных Наций, в котором оно «..категорически отвергает попытку заставить принять косвенным путем текст, который был осужден рядом делегаций, не только ввиду его недостаточности перед лицом серьезных последствий изменения климата, но также и того, что оно отвечает исключительно интересам узкой группы государств».
В свою очередь, последовало письмо первого заместителя министра Министерства науки, технологии и окружающей среды Республики Куба доктора Фернандо Гонсалеса Бермудеса Исполнительному секретарю Рамочной конвенции ООН об изменении климата г-ну Иво де Буру, некоторые абзацы из которого мы приводим здесь.
«С удивлением и беспокойством мы получили наверняка вам известную Ноту, разосланную правительством Дании постоянным представительствам государств-членов Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, посредством которой государства-стороны Рамочной конвенции ООН об изменении климата приглашаются известить Исполнительный секретариат в письменной форме и как можно скорее об их желании примкнуть к так называемому Копенгагенскому соглашению.»
«Мы увидели с дополнительным беспокойством, что правительство Дании сообщает, что Исполнительный секретариат Конвенции включит в отчет Конференции сторон, проходившей в Копенгагене, список государств-сторон, выразивших свое желание примкнуть к вышеназванному Соглашению.»
«По мнению Республики Куба, такой образ действий представляет собой грубое и достойное порицания нарушение решенного в Копенгагене, где государства-стороны ввиду очевидного отсутствия консенсуса ограничились тем, что приняли к сведению существование данного документа.»
«Ничто из принятого на 15-й Конференции не дает правительству Дании права предпринимать эту акцию и тем более Исполнительному секретариату включать в заключительный отчет список государств-сторон, для чего он не уполномочен.»
«Я должен указать Вам, что правительство Республики Куба самым решительным образом отвергает эту новую попытку узаконить косвенным путем поддельный документ, и вновь заявить, что такой образ действий ставит под угрозу результат будущих переговоров, устанавливает опасный прецедент для работы Конвенции и в особенности подрывает дух доброй воли, с которым делегации должны продолжать процесс переговоров в будущем году», - завершает первый заместитель министра Министерства науки, технологии и окружающей среды Кубы.
Многие, в особенности социальные движения и наиболее информированные лица из гуманитарных, культурных и научных учреждений, знают, что документ, инспирированный Соединенными Штатами, представляет собой шаг назад в отношении уже достигнутых позиций, в силу которых прилагаются усилия избежать колоссальной катастрофы для нашего рода человеческого. Было бы излишним повторять здесь цифры и факты, доказывающие это с математической точностью. Данные фигурируют на страницах веб Интернета и доступны все большему числу людей, интересующихся этой темой.
Теория, защищающая присоединение к документу, слаба и означает шаг назад. Ссылаются на ложную идею, будто богатые страны предоставят бедным странам в течение трех лет жалкую сумму в 30 миллиардов долларов, чтобы оплатить затраты по борьбе с изменением климата, - цифра, которая может быть увеличена до 100 миллиардов ежегодно в 2020 году, что перед лицом этой серьезнейшей проблемы означает ждать греческих календ. Специалисты знают, что эти цифры смешны и неприемлемы ввиду требуемых инвестиций. Происхождение этих сумм туманно и неясно, так что они никого ни к чему не обязывают.
Какова стоимость одного доллара? Что означают 30 миллиардов? Все мы знаем, что со времени Бреттон-Вудса в 1944 году до приказа президента Никсона в 1971 году - отданного, чтобы переложить на мировую экономику расходы по геноцидной войне с Вьетнамом, - стоимость одного доллара в золотом обеспечении сокращалась, пока не стала сегодня примерно в 32 раза меньше, чем тогда; 30 миллиардов означают менее миллиарда, и 100 миллиардов, разделенных на 32, равны 3,125, чего в настоящее время не хватит даже для того, чтобы построить нефтеперерабатывающий завод средней мощности.
Если индустриализированные страны выполнили бы когда-нибудь обещание передать тем, кому предстоит развиваться, 0,7 процента ВВП - нечто, так и не сделанное ими за редким исключением, - цифра превысила бы 250 миллиардов долларов в год.
Чтобы спасти банки, правительство Соединенных Штатов затратило 800 миллиардов. Сколько оно было бы готово затратить, чтобы спасти 9 миллиардов человек, которые будут населять планету в 2050 году, если раньше не произойдут большие засухи и наводнения, вызванные морем вследствие таяния ледников и больших масс замороженной воды Гренландии и Антарктиды?
Мы не должны обманываться. То, что намеревались сделать Соединенные Штаты своими маневрами в Копенгагене, - это разделить третий мир, отделить более 150 отсталых стран от Китая, Индии, Бразилии, Южной Африки и других, с которыми мы должны бороться в едином строю, чтобы защищать в Бонне, в Мехико и на любой другой международной конференции, вместе с социальными, научными и гуманитарными организациями, подлинные Соглашения, которые пошли бы на благо всем странам и сохранили бы человечество от катастрофы, которая может привести к уничтожению нашего рода.
В мире появляется все больше информации, но у политиков все меньше времени, чтобы думать.
Похоже, что богатые страны и их лидеры, включая конгресс Соединенных Штатов, обсуждают, кто исчезнет последним.
Когда Обама завершит 28 праздников, которыми он вознамерился отметить это Рождество, если в их число входит День волхвов, быть может Каспар, Мельхиор и Бальтазар посоветуют ему, что он должен делать.
Прошу извинить меня за то, что я был пространным. Я не хотел разделять эти «Размышления» на две части. Прошу прощения у терпеливых читателей.
Опубликовано на
www.cubadebate.cu, взято с
www.belgazeta.by