Автор [EN] [BE] [ES] [PT] [IT] [DE] [FR] [PL] [BG] [UA] [RU] Тема: Наши в Южной Америке  (Прочитано 31730 раз)

Description:

Онлайн sao007

  • Yerba Mate Now!
  • Ассоциированные члены
  • Мате Гуру
  • **
  • Сообщений: 3169
  • Лайков: 414
  • Yerba favorita: Reserva del Tupa
Re: Наши в Южной Америке
« Ответ #14 : 08 Октября 2010, 13:39:49 »
ух ты, это фото так и вообще приятно удивило :champion:...флаг-то наш bel czervona bely :champion: а не...


« Последнее редактирование: 08 Октября 2010, 13:57:38 от sao007 »
all phenomena are empty

Оффлайн unamarmota

Re: Наши в Южной Америке
« Ответ #13 : 08 Октября 2010, 13:25:37 »
Доброе утро, земляки!
Приятно видеть "оживление в зале" при моем появлении на форуме. Вопросов задано немало. Постараюсь потихоньку на все отвечать. Вечерком, ибо парагваец-то я парагваец, но терере/мате не впереди всех дел пока что. У нас - только 7 утра сейчас. Нужно немного поработать.
Чтобы занять уважаемую публику, предлагаю чисто в виде развлечения, но не саморекламы, поглядеть на мои фотографии Парагвая тут: http://picasaweb.google.com.ua/unamarmota
и почитать мои рассказы о загадочной стране тут: http://www.russianurugvay.com/forumdisplay.php?f=24
Всем удачи и классного дня!

Онлайн sao007

  • Yerba Mate Now!
  • Ассоциированные члены
  • Мате Гуру
  • **
  • Сообщений: 3169
  • Лайков: 414
  • Yerba favorita: Reserva del Tupa
Re: Наши в Южной Америке
« Ответ #12 : 02 Августа 2010, 18:28:32 »
а вот еще  http://brasileiro-ru.livejournal.com/  о тамошней жизни из уст "нашего"...это конечно в общем не литература, но попадается и она...ну и ясное дело - это просто интересно :vladoshki: советую осилить "от" и "до"!
« Последнее редактирование: 02 Августа 2010, 18:30:08 от sao007 »
all phenomena are empty

Онлайн sao007

  • Yerba Mate Now!
  • Ассоциированные члены
  • Мате Гуру
  • **
  • Сообщений: 3169
  • Лайков: 414
  • Yerba favorita: Reserva del Tupa
Re: Наши в Южной Америке
« Ответ #11 : 02 Августа 2010, 13:41:25 »
нет, ну вот, привязался :porvu:...да это ясно было еще до начала, начатой тобой компании по поискам аутентичности :vspomnil:...речь, повторюсь была о вариантах :vspomnil: ...и потом, что это за странная фраза:
Это уже в некотором роде свидетельство об "аутентичной методе"
да это прямое Документальное, его свидетельство!

А книжка, конечно классная :champion:
« Последнее редактирование: 02 Августа 2010, 14:00:32 от sao007 »
all phenomena are empty

Оффлайн Cebador

  • Yerba favorita: Natura
  • Администратор
  • Мате Гуру
  • *****
  • Сообщений: 8567
  • Лайков: 925
  • Координатор Клуба
Re: Наши в Южной Америке
« Ответ #10 : 02 Августа 2010, 01:46:41 »
Парагваец извлек из сумки небольшую, выдолбленную внутри и полированную снаружи тыквочку, из полотняного мешочка насыпал в нее чего-то похожего на махорку или на мелко искрошенное сено, долил колодезной водой, вставил внутрь металлическую трубочку с сетчатым наконечником и протянул это приспособление генералу.

Вот, это уже ближе к делу!  ;)
Нарыл таки, молодец  :vladoshki:  :champion:
Это уже в некотором роде свидетельство об "аутентичной методе" приготовления терере.
Т.е. просто заменяем горячую воду на холодную (в идеале с кусочками льда) :balalayka:
"...во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними..." Матфея 7:12
PS: "не пытайся вынуть пало из глаза, не вынув бомбижьи из калабаса" - индейская народная мудрость :)

Онлайн sao007

  • Yerba Mate Now!
  • Ассоциированные члены
  • Мате Гуру
  • **
  • Сообщений: 3169
  • Лайков: 414
  • Yerba favorita: Reserva del Tupa
Re: Наши в Южной Америке
« Ответ #9 : 01 Августа 2010, 20:39:19 »
здесь http://konkvistador.ru/?p=3  выложена занимательнейшая история о группе русских колонистов отправившихся в середине 30-ых в Парагвай, в поисках счастливой жизни. Этот текст является переработанной версией издания “Парагвайской Надежды”...вот некоторые любопытные выдержки из него:

Нужно сказать, что человек, который никогда не видел хронически голодающей коровы, вообще не имеет представления об этом животном. Между сытой и голодной коровой приблизительно такая же разница, как между аркадской пастушкой и каннибалом с Соломоновых островов. У нее в корне меняется не только характер, но даже умственные и физические способности.
В голодающей корове гармонически сочетаются хитрость лисы, упрямство осла, смелость носорога и изобретательность Эдиссона.

Что же до воровства, так сказать, низового, то обокрасть “гринго”, т.е. иностранца, тут почти повсеместно считается отнюдь не предосудительным, а скорее похвальным делом.

Тут царит твердое убеждение, что гуарани это народ совершенно особый, ничего общего не имеющий с индейцами, которых каждый парагваец презирает до глубины души. Назвать его индейцем, это значит оскорбить настолько, что он свободно может пустить в ход револьвер или нож, а если поймет, что вы это сказали просто по неведенью, то разъяснит, что индейцы это краснокожая рвань, которая живет в лесах Чако и не достойна даже называться людьми, тогда как гуарани принадлежит к белой расе.





« Последнее редактирование: 11 Октября 2010, 20:46:47 от sao007 »
all phenomena are empty

Scaramush

  • Гость
Re: Наши в Южной Америке
« Ответ #8 : 25 Мая 2010, 17:01:47 »
Всем доброго дня. Добавил немного фото и чуть отредактировал грамматику.
 sao007
К сожалению - ни в Сантусе , ни даже, в Рио - я не был.Мы заходили в эти порты - но у нас был напряженный график,да и вообще очень много работы.
Самое обидное, я вам скажу,что в Рио я работал с вентилляцией на верхней палубе и мог лицезреть (пускать слюни - так точнее) на город - но выйти не мог.Единственно отрадное событие в этой истории - что я все таки увидел (хоть и издалека, и не без помощи оптики) Господа нашего Христа.
Как Вы верно заметили - Сантус действительно крупный торговый порт,в который заходят целые торговые эскадры за коффием и матэ.И если бы наше судно было торговым - я пожалуй ответил бы на ваши вопросы касающиеся матэ церемонии и ее распространения.Но к сожалению, наш баркас был пассажирским и потому мы были всего два дня в Рио, и на следующее утро на пол дня остановились в Сантусе.А позже вечером,продолжили путь на юг.

PS Постараюсь, со временем, рассказать и про Бразилию (благо тут у нас было значительно больше заходов, да и я был не так загружен работой и частенько позволял себе выходы на берег.)

Онлайн sao007

  • Yerba Mate Now!
  • Ассоциированные члены
  • Мате Гуру
  • **
  • Сообщений: 3169
  • Лайков: 414
  • Yerba favorita: Reserva del Tupa
Re: Наши в Южной Америке
« Ответ #7 : 24 Мая 2010, 21:34:53 »
 :champion: Здорово, Scaramush :vladoshki:...!именно это я и имел ввиду!...железное Вам +1 и не раз и не два ;D...

Касательно Бразилии...вы наверняка знакомы с жизнью в регионе Риу-Сан-Паулу...насколько я знаю из свидетельств знакомых "Праздник длинною в жизнь"можно сказать, девиз ;D тех же кариок(жителей Риу)..предположу так же от себя, что работа ваша все же была связана с известным портом Сантус...Так?...но если вы все-таки имели возможность познакомится с Бразилией на юг, к Уругваю(Порту-Алегри и т.д.) то тогда интересно узнать ваше мнение по поводу распространения церемонии ерва матэ в этом регионе "белой" Бразилии(как известно культ шимаррона весьма свойственен для южных штатов)...Да и вообще, даешь со временем отдельную "бразильскую" серию ;D!
« Последнее редактирование: 25 Мая 2010, 12:17:33 от sao007 »
all phenomena are empty

Оффлайн Cebador

  • Yerba favorita: Natura
  • Администратор
  • Мате Гуру
  • *****
  • Сообщений: 8567
  • Лайков: 925
  • Координатор Клуба
Re: Наши в Южной Америке
« Ответ #6 : 24 Мая 2010, 19:17:12 »
Если мне хватит времени и благосклонности начальства форума,я обязательно докончу эту статью,поведую об Аргентине,Чили и других латинских странах.

Вы - просто находка для нашего форума! Пишите конечно, это очень увлекательно  :champion:
Любую поддержку со своей стороны и со стороны модераторов - гарантирую!  :porvu:
Тем более, что среднестатическому украинскому туристу сгонять на недельку в Южную Америку, мягко говоря, накладненько  :-\
"...во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними..." Матфея 7:12
PS: "не пытайся вынуть пало из глаза, не вынув бомбижьи из калабаса" - индейская народная мудрость :)

Scaramush

  • Гость
Re: Наши в Южной Америке
« Ответ #5 : 24 Мая 2010, 15:59:29 »
Всем доброго дня.Тут я постараюсь максимально подробно (и по возможности увлекательно) рассказать вам,дорогие друзья,о своей поездке по Южной Америке.Заведомо извиняюсь за стилистические и граматические ошибки и даю полное свое согласие на модерирование этих самых ошибок,если конечно будет желание.
Может быть (даже скорее всего – наверняка) - я напишу не все сразу и не в один присест.Скажем так - буду дописывать по мере появления у меня свободного времени и ,так сказать,по мере вспоминания интересных эпизодов ( так как дело происходило где то два года назад и память как вы знаете - штука приходящая).
Ну давайте начнем тогда с Уругвая.Так потихоньку мы доберемся и до Аргентины.
Я постараюсь не утомлять вас разнообразными энциклопедическими выкладками,которые вполне,при желании,можно найти и в той же вики и в прочих более точных и достоверных источниках.
В Уругвае - я был к сожалению только в одном порту - Монтевидео.
Места эти запоминаются прежде всего своей архитектурой.Дело в том что Уругвай - как бы культурная граница между импульсивными,темпераметными и жизнелюбивыми бразильцами - и размеренными,и чуть высокомерными аргентинцами.Поэтому - склад ума,народный менталитет и собственно история - сразу находят свое отражение в архитектуре .
В Бразилии – мы видим веселые маленькие (максиммум трех-этажные)хибарки.С открытыми окнами,с перетянутыми веревками и качающимся на нем нижнем белье для сушки.Причем увидеть подобные картины – вполне нормально даже в центре крупных портовых городов.
Жизнь для бразильца – праздник.И нечего тратить ее на увековечивание своего исскуства)))
Проникнуться коллоритом Бразилии может вам помочь синьер Жоржи Амаду.Его роман “Дона Флор и ее два мужа” просто дышит им.Но как я уже говорил выше – наш разговор пойдет о Уругвае.
В Уругвае,выйдя впервые в порт – на глаза попадаются заметные высокие и гордые здания.
Площади – очень просторны.В городе никакой суеты – все плавно и размеренно.На каждом здании присутсвуют разнообразные барильефы и прочие архитектурный изящества.
Как я уже сказал – очень сильно бросается в глаза “свобода” простор города.Эта стилистика – очень сильно напоминает архитектуру датских и шведских городов.







































Эффект величия и колоссальности усугубляется еще, и тем фактом что в день сьемок – было очень солнечно.
Надо отметить что,здешний люд очень благосклоно относился к моему “пейзажированию” и всегда охотно отвечал на вопросы.Дело в том – что в Бразилии до того, - я был постоянной целью для местных служителей порядка .Как только я доставал камеру – ко мне со всех сторон мчались “миллиционеры” с просьбой зачехлить данное устройство.Причина была более чем актуальна – люд темпераментный может и обокрасть)))Хотя надо отметить – что латинцы (как в принципе и афроамериканцы) – очень уважительно относятся к иностранцам,не ставящих себя выше их,не чурающихся их ,и просто ведущих себя на равне с нимим.Это очень приятные люди и если вы остановите любого прохожего с банальной фразой – “Здраствуй приятель – не расскажешь как у тебя дела? ” – он с удовольствием пообщается с вами.Расскажет как поживает его Бабушка,что урожаи уже не те,и что обезьяны в дебрях Амазонки уже не так шустро попадаются под дротики из духового ружья)))И прочее – пару слов – и вы уже закадычные друзья (А заодно можете поздравить себя с нахождением практически халявного гида)
Так вот – после месячного нахождения в Бразилии – миллиционеров я боялся больше,чем шпану))) Эти серьезные господы,просто на корню подрубали процесс фоторгафирования))
На самом деле – это все конечно шутки и преувеличения.Хотя преступность и довольно активная – имеет место в Бразилии.Другой разговор недостойное поведение туристов,напрашивающихся на ограбление.
Вернемся к Монтевидео .Тут как я уже сказал – все очень чинно и правомерно.Уровень “шпаны”
Значительно ниже – рай для туриста)))Хотя стоит отметить такой момент – уругвайцы – очень трудолюбивы, и тут уж не до побасенок с туристами.Высокие гордые бизнесмены в галстуках – гармонично дополняют местную атмосферу “порядка”.
Отойдя от общей темы повествования ,расскажу одну вещь,о которой вы уже давно знаете и о чем писалось на этом форуме,но что мягко говоря немного шокировало меня,увидевшего это впервые.
Иду я ,значитца, по какой то очень важной и гордой площаде.Невольно душа наполняется порядком и гармонией.Масса деловых людей в соответствующем туалете,проносятся то тут,то там.Невольно создается впечатление,что ты попал в Европу,а не в Латинскую Америку.И тут в самый пик этого ежедневного действа ,мне попадается на глаза статный человек средних лет,
явно спешащий в какой-нибудь банк или на деловую встречу.И тут этот гражданинин абсолютно без предупреждения,отходит в сторонку,снимает тубус с бумагами (это мне показалось в начале что это тубус – но не все так просто,- это был термос),снимает с пояса какое-то обтянутое кожей приспособление,наливает из “тубуса” какую-то жидкость,вставляет непонятную странную металлическую соломинку в кожанное приспособление и начинает деловито пить.Я мягко говоря офигеваю от такой сцены.Пока я закрываю рот и протираю платком глаза и вспотевший лоб – мужчина довольно крякнув,прячет все свои приспособления и продолжает свой путь,полный той же деловитой и энергичной походкой.
Это мне потом,умные люди обьяснили – в чем собственно дело.Но в тот момент вся иллюзия рухнула и я понял ,где я нахожусь.Впечатление еще усилил экипаж запряженный лошадью проехавший мимо меня – окончательный шок и непонимание)))))





Перейдя к вопросу о людях – не могу не рассказать о них поподробнее.
Надо заметить – что люд тут очень реллигиозный (хотя местные поверья – уже основательно вплелись в общий каннон церковного учения).Храмов и церквушек – много.Статуи – не могут ,не восхищать детализацией и “жизнью” изваянных святых.Вообще-то в скульптуре сильно попахивает итальянской школой (что на самом деле и вполне понятно).Разумеется – я не смогу назвать имена местных мастеров (да и думаю они не сохранились,даже если серьезно покопаться в архивах – хотя Бог его знает).Одним словом все очень величественно и благоприятно.











На этом я сегодня закончу.
Если мне хватит времени и благосклонности начальства форума,я обязательно докончу эту статью,поведую об Аргентине,Чили и других латинских странах.



« Последнее редактирование: 25 Мая 2010, 16:45:10 от Scaramush »

Онлайн sao007

  • Yerba Mate Now!
  • Ассоциированные члены
  • Мате Гуру
  • **
  • Сообщений: 3169
  • Лайков: 414
  • Yerba favorita: Reserva del Tupa
Re: Наши в Южной Америке
« Ответ #4 : 05 Февраля 2010, 21:50:46 »
только найти какую-то инфу почти что ноль вероятности...я вот пытался одно время найти в Канаде что-то о брате уже моего деда...последнийраз давал о себе знать в средине 70-ых...и не фига...есть правда платные буржуйские поисковики по таким вот иммигрантам...
all phenomena are empty

Оффлайн Cebador

  • Yerba favorita: Natura
  • Администратор
  • Мате Гуру
  • *****
  • Сообщений: 8567
  • Лайков: 925
  • Координатор Клуба
Re: Наши в Южной Америке
« Ответ #3 : 05 Февраля 2010, 21:46:23 »
але самая значная хваля беларускай іміграцыі ў гэтую краіну прыпадае на міжваенны перыяд.
вот кстати :-\...совсем недавно узнал от бабушки, что родной брат моего прадеда, тоже уехал в этот период в Аргентину...

вот и я говорю - неспроста!  :football:  :drinkcoffee:
"...во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними..." Матфея 7:12
PS: "не пытайся вынуть пало из глаза, не вынув бомбижьи из калабаса" - индейская народная мудрость :)

Онлайн sao007

  • Yerba Mate Now!
  • Ассоциированные члены
  • Мате Гуру
  • **
  • Сообщений: 3169
  • Лайков: 414
  • Yerba favorita: Reserva del Tupa
Re: Наши в Южной Америке
« Ответ #2 : 05 Февраля 2010, 20:41:26 »
але самая значная хваля беларускай іміграцыі ў гэтую краіну прыпадае на міжваенны перыяд.
вот кстати :-\...совсем недавно узнал от бабушки, что родной брат моего прадеда, тоже уехал в этот период в Аргентину...
all phenomena are empty

Онлайн sao007

  • Yerba Mate Now!
  • Ассоциированные члены
  • Мате Гуру
  • **
  • Сообщений: 3169
  • Лайков: 414
  • Yerba favorita: Reserva del Tupa
Наши в Южной Америке
« Ответ #1 : 07 Декабря 2009, 20:38:29 »
Здесь предлагаю публиковать сведения, почерпнутые в интернете, касательно диаспор(украинской, беларуской, русской, польской и т.д.), а так же личные заметки о жизни или временном пребывании наших пользователей в ЮА:

Далеко за океаном
Судьба белорусской диаспоры в Аргентине
Алексей Балиев, Москва - Минск

Белорусская и украинская диаспоры в Аргентине, созданные в этой латиноамериканской стране еще во второй половине ХIХ века, давно и весьма тесно сотрудничают. Ныне здесь постоянно проживает около 130 тысяч белорусов и примерно 220 тысяч украинцев, причем свои социально-экономические и гуманитарные права они отстаивают в Аргентине совместно. Наиболее крупные "десанты" белорусской диаспоры на аргентинской земле состоялись 100 и 60 лет тому назад - в 1904 и 1944-1945 годах...


Сперва белорусы (как и украинские, и русские поселенцы) осваивали пампу - южноамериканскую целину с колоссальными массивами неиспользуемых в сельском хозяйстве, но потенциально пригодных для него земель. Большинство приехавших белорусов обосновались именно в этом регионе. Аргентинские власти всячески поощряли "агроиммиграцию", ибо еще в 1880-х годах они официально заявили о намерении превратить Аргентину в одного из мировых лидеров по производству и экспорту сельхозпродуктов. Задача эта была решена за 20-25 лет - и в немалой степени - благодаря славянам-переселенцам.

В 1900-1904 годах в Аргентине оказалось почти 70 тысяч белорусов. Но основная проблема, что называется, этно-политической "идентификации" белорусов в Аргентине вплоть до 1930-х годов была обусловлена тем, что в Аргентине православных приписывали к русским, а католиков - к полякам. Руководство белорусской, а также русской и украинской диаспор в конце 1930-х годов добилось от Буэнос-Айреса отказа от конфессионального принципа "раздела" (т.е. определения национальной принадлежности) иммигрантов.

Еще в 1920-1930-х годах в Аргентине, где в то время проживало около 200 тысяч белорусов, был создан Аргентинский союз белорусских и украинских рабочих организаций, но в конце 1930-х он был расформирован. Между тем соглашение о взаимодействии белорусской и украинской диаспор Аргентины, подписанное в 1925 году, оказалось бессрочным, ибо действует и сегодня. Обе диаспоры совместно добиваются от аргентинских властей социальных пособий, устранения дискриминации в трудоустройстве, получении высшего образования, предоставления временного бесплатного жилья иммигрантам, в платежах за издательскую, культурно-просветительскую, гуманитарную деятельность и т.п. В частности, Буэнос-Айрес недавно подтвердил право белорусских, украинских и русских иммигрантов старше 65 лет, имеющих статус беженцев или перемещенных лиц, на некоторые социальные льготы, частично распространяющиеся на наследников (потомков) таких граждан Аргентины.

В годы Второй мировой войны большинство белорусских общин Аргентины вступило в Славянский комитет Аргентины, созданный в 1943 году для оказания гуманитарной помощи Советскому Союзу и белорусской диаспоре в Европе. Самой крупной организацией белорусов в Аргентине в тот период было "Беларускае таварыство "Культура", которое поддерживало идею союза всех славянских государств.

По данным белорусского историка Евгения Колубовича, в конце 1940-х - первой половине 1950-х в Аргентине оказалось более 30 тысяч белорусов, включая белорусских эмигрантов из восточноевропейских стран. Только в 1944-1945 годах в эту страну прибыло почти 25 тысяч белорусов. Большинство иммигрантов "новой волны" обосновывалось в городах центральной и южной Аргентины. Сегодня в аргентинских городах проживает свыше 60 процентов аргентинских белорусов. А в 1991-м Аргентина предоставила льготные условия для иммиграции и трудоустройства квалифицированных рабочих и инженеров из распадающегося СССР, что привлекло в страну, по экспертным оценкам, около 15 тысяч граждан советской Беларуси.

Сегодня в Аргентине действует 12 белорусских и белорусско-украинских клубов-ассоциаций. Наиболее крупные из них - "Днипро", "Неман", "Имени Янки Купалы", "Автора", "Беловежье", "Свислочь". Белорусские и украинские организации Аргентины активно сотрудничают друг с другом. К примеру, недавно они выступили за создание Союза славянских диаспор Южной Америки: белорусы, украинцы и русские давно проживают и в Уругвае, Чили, Бразилии, Парагвае, Боливии, Эквадоре.

Защита прав соотечественников и пропаганда зарубежной белорусской культуры возведены в ранг долговременной государственной политики Беларуси, в том числе в рамках госпрограммы "Белорусы в мире". В Беларуси периодически проходят конференции представителей белорусских диаспор, проведен всемирный съезд белорусов, учреждено всемирное белорусское объединение "Бацьковщына".



Капсула с красной землей Аргентины появилась на Полоцком обереге


Капсула с красной землей Аргентины появилась на Полоцком обереге. Вместе с лоскутом для гигантского полотнища ее прислали потомки белорусов-иммигрантов из города Обера провинции Мисьонес, рассказала корреспонденту БЕЛТА руководитель клуба "Рошва" при Полоцком городском Доме ремесел Нина Ярмух.

Рукотворный Полоцкий оберег прирастает и прирастает новыми произведениями мастеров пэчворка. Его первая демонстрация состоялась в дни празднования 1145-летия Полоцка - в 2007 году. Тогда площадь полотнища, составленного из лоскутов размером 45x45 см, была 70 кв.м, а в начале 2009 года - уже 94 кв.м. Оберег состоит из 427 квадратов, сделанных мастерицами из разных стран: Беларуси, России, Германии, Латвии, Литвы, Украины, Казахстана, Дании, Молдавии, Болгарии, Эстонии. Интерес к проекту проявили в Кубе, Венесуэле и Японии.

Сейчас уникальное произведение народных мастеров после длительного путешествия по городам Витебской области вернулось на родину - в Полоцк. Его можно увидеть в Доме ремесел.

Идея создания необычного подарка к 1145-му дню рождения Полоцка принадлежит Нине Ярмух и ее ученицам - членам клуба лоскутного шитья "Рошва". У славян оберегом могла служить любая вещь, а если она была сделана своими руками, с чистым сердцем и светлыми помыслами, то сила ее увеличивалась многократно, верили они. Клуб "Рошва" будет продолжать создание этого дивного оберега, и, возможно, к 1150-летию самого древнего города Беларуси, которое будет отмечаться в 2012 году, он будет состоять более чем из 1150 квадратных лоскутов.

© БЕЛТА



артыкул размешчаны на сайте РБ у Аргенцiне.
Беларусы ў Аргенціне

Сяргей Шабельцаў

Адной з самых экзатычных краін пасялення беларусаў за межамі сваёй Бацькаўшчыны з’яўляецца Аргенціна. У “рэспубліку Серабра” нашы суайчыннікі пераязджалі яшчэ да Першай сусветнай вайны, але самая значная хваля беларускай іміграцыі ў гэтую краіну прыпадае на міжваенны перыяд. Польскія навукоўцы называюць лічбу 20 000 беларусаў, якія трапілі ў Аргенціну ў гэты перыяд. Па дадзеных савецкіх дыпламатаў на берагах Ла-Платы ў сярэдзіне 1970-х гадоў было толькі 10 000 беларусаў.

Беларусы-перасяленцы былі сялянамі, але большасць з іх не пайшлі апрацоўваць стэпавыя абшары (пампу), а пасяліліся ў гарадах ці ўладкаваліся на працу ў Патагоніі, дзе здабывалі нафту. Прадпрымальнікі з ахвотай прыймалі на працу беларусаў, бо ў параўнанні з мясцовымі крэоламі яны больш добрасумленна выконвалі работу. Праца ў горадзе давала магчымасць мець вольны час, і беларусы сталі арганізоўваць свае культурныя таварыствы. У снежні 1934 г. узнікла “Беларускае культурна-асветніцкае таварыства”, пазней – беларускае таварыства “Культура”, “Бібліятэка імя Івана Луцкевіча”, “Белавеж”. 21 мая 1939 г. таварыствы аб’ядналіся ў “Фэдэрацыю беларускіх арганізацый у Аргенціне”, да якой далучыліся пазней створаныя таварыствы на Док-Суд і ў горадзе Бэрыса, што ў 60 км ад Буэнас-Айрэса. Узначальвалі гэтае аб’яднанне Уладзіслаў Гайлевіч, Мікалай Мярэчка і Якуб (Ян?) Пятрушак. Федэрацыя выдавала рускамоўны штогадовы “Белорусский иллюстрированный календарь” і газету «Новая газета» (выходзіла ў канцы 1930-х гг. раз на два тыдні).

На сустрэчах удзельнікі таварыстваў размаўлялі на матчынай мове, даведваліся пра падзеі на радзіме, выязджалі на пікнікі, ладзілі розныя імпрэзы і спектаклі. Напрыклад, 25 чэрвеня 1938 г. ў Буэнас-Айрэсе таварыства “Культура” наладзіла першае публічнае прадстаўленне. Тагачасная лятучка-афіша абвяшчала: “Навіна, якой не бывала. Першы раз у Аргенціне ў беларускай мове. Дня 25 чэрвеня а 9 гадзіне вечара ў выгодным салёне “Форвэртс”, Рынкон 1141, Беларускае Таварыства “Культура” наладжвае вялікі спектакль і фамільную забаву. У праграме: “Мікітаў лапаць”… Беларускія дэкламацыі… Скокі… Хто пабачыць камедыю “Мікітаў лапаць”, перанясецца мысьляй на сваю далёкую Бацькаўшчыну, пабачыць жыццё сваёй роднай вёскі, пачуець на сцэне родную мову і ўспомніць пра далёкае прошлае… А затым – ўсе на Рынкон 25 чэрвеня…”.

Але ўсё ж такі беларускаму нацыянальна-культурнаму развіццю ў згаданных арганізацыях не надавалася значнай увагі. Імігранты з Заходняй Беларусі не вучыліся ў беларускіх школах: калі яны мелі пачатковую адукацыю, то яе атрымалі ў расійскіх школах (яшчэ да рэвалюцыі) ці ў польскіх (пасля 1921 г.). Безумоўна, яны размаўлялі па-беларуску, але друкаваныя выданні “Фэдэрацыі беларускіх арганізацый” выходзілі на рускай мове, бо “беларуская эміграцыя, ў сваёй большасці, не знаёма са сваёй літаратурнай мовай, і, акрамя таго, Беларусь уваходзіць у склад вялікіх народаў Савецкай Расіі”. Ад самага пачатку арганізацыі апынуліся пад моцным уплывам імігрантаў-камуністаў, і да Савецкага Саюза беларусы адносіліся як да дзяржавы, у якой рэалізаваліся іх мары аб справядлівасці. Таму пад час Вялікай Айчыннай вайны беларусы арганізавалі дапамогу СССР: збіралі грошы, рэчы, медыкаменты і інш. Усяго беларуская дыяспара сабрала ў дапамогу СССР у перыяд з 1941 па 1946 г. каля 1 млн. песа.

Пасля Другой сусветнай вайны назіраецца актывізацыя грамадска-палітычнай дзейнасці беларусаў. Таму было дзве прычыны. Па-першае, новы прэзідэнт Аргенціны Хуан Перон у 1946 г. усталяваў дыпламатычныя адносіны з Савецкім Саюзам, і ў Буэнас-Айрэсе з’явілася пасольства СССР. Беларусы, якія паходзілі з Заходняй Беларусі і мелі польскія пашпарты, атрымалі магчымасць змяніць грамадзянства з польскага на савецкае. Гэтым скарысталіся многія імігранты, якія імкнуліся вярнуцца на радзіму.

Па-другое, пасля вайны ў Аргенціну з Еўропы перабіраліся беларусы (да 1 тыс. чалавек), якія не прымалі савецкую ўладу, і таму адмоўна ставіліся да ўсялякіх кантактаў з савецкім паслом. Новыя імігранты 4. 04. 1948 г. заснавалі “Згуртаванне беларусаў у Аргенціне” (ЗБА), а сярод іх лідэраў вылучаўся Кастусь Мерляк. Паміж “старай” і “новай” іміграцыяй ішла перманентная барацьба, бо для прасавецкіх беларусаў паваенныя бежанцы былі “здраднікамі”: “называлі іх фашыстамі й крычалі: ”Едзьце назад!”. Тут пачыналіся контратакі прыежджых, перш слоўныя, а потым фізычныя, якія пераходзілі ў бойкі й працягваліся, пакуль ня ўмешвалася паліцыя”.

Савецкае пасольства выкарыстоўвала настальгію беларусаў і спакваля прыцягвала прасавецкіх імігрантаў для распаўсюджвання камуністычных ідэй у Аргенціне і стварэння прывабнага іміджу “краіны Саветаў”. Пасля вайны пры ўдзеле пасольства ў кіраўніцтве “прагрэсістаў” з’явіліся новыя асобы: лідэрам беларусаў стаў член Кампартыі Аргенціны Трафім Ляшук, які рэдагаваў беларускую газету на рускай мове “Наш Голос”. Адбыліся і пераіменаванні некаторых таварыстваў. Так, аб’яднанне ў горадзе Бэрыса стала звацца “імя Георгія Скарыны” (беларускага першадрукара звалі “Францыск”, а імя “Георгій” было “знаходкай” савецкіх гісторыкаў); “Белавеж” на Валянцін-Альсіна стала “імя Я. Коласа” (савецкага беларускага пісьменніка). Новыя ж таварыствы, якія ствараліся пасля вайны, увогуле насілі імёны рускіх пісьменнікаў – “імя А. Талстога” і “імя А. Пушкіна”. У верасні 1946 г. адбыўся Першы кангрэс беларускіх арганізацый у Аргенціне, на якім быў створаны “Саюз беларускіх культурных арганізацый”, а ўзначаліў аб’яднанне Т. Ляшук. Пытанні выклікае ўжо назва адбыўшагася кангрэсу “Першы”, бо такія з’езды праходзілі і да вайны. Але новае кіраўніцтва не лічыла папярэднія з’езды “сапраўднымі”.

Беларусы актыўна ўдзельнічалі ў рабоце “Славянскага саюза у Аргенціне”. Славянскі рух узнік пад час вайны для падтрымцы Савецкага Саюза славянамі ўсіх краін, у тым ліку і ў Паўднёвай Амерыцы. Але ўлады Аргенціны сімпатызавалі ў вайне Германіі і Італіі і забаранілі ў 1942 г. праводзіць з’езд славянскіх арганізацый. Першы Лаціна-Амерыканскі Славянскі кангрэс адбыўся ў 1943 г. у г. Монтэвідэа (Уругвай). Пасля з’яўлення савецкага пасольства ў Буэнас-Айрэсе (1946 г.) дзейнасць “Славянскага саюза” актывізавалася: у лістападзе 1946 г. у Буэнас-Айрэсе адбыўся ІІ Славянскі з’езд, на якім прысутнічалі і беларусы. Генеральным сакратаром Славянскага саюза быў абраны беларус Антон Драмачонак, Т. Ляшук быў абраны ў цэнтральнае кіраўніцтва, а старшынём “Славянскага саюза абралі рускага імігранта Паўла Шастакоўскага (пасля пераезду ў СССР у сярэдзіне 1950-х гг. ён да сваёй смерці жыў у Мінску).

Пракамуністычная накіраванасць славянскага руху не спадабалася кіраўніцтву Аргенціны. Таму ў 1949 г., выкарыстаўшы раскол славян на прыхільнікаў Ціта і прыхільнікаў Сталіна, прэзідэнт Х. Перон забараніў дзейнасць “Славянскага саюза” і ўсіх арганізацый, якія ўваходзілі ў гэтае аб’яднанне (у тым ліку і беларускіх).

У сярэдзіне 50-х гг. у Аргенціне значна пагоршылася эканамічнае становішча, вынікам чаго стала і палітычная нестабільнасць: звыклымі былі ваенныя перавароты, пасля якіх у краіне кіравалі хунты. Таму ў гэты час сярод беларусаў набірае моцы жаданне выехаць з Аргенціны. Пасляваенныя імігранты накіроўваліся ў ЗША, і таму ЗБА праіснавала фактычна толькі да 1957 г., а пасля яго дзейнасць практычна спынілася. А прасавецкі накіраваныя беларусы ў сярэдзіне 1950-х гг. массава “рээмігрыравалі” ў СССР. Аднак савецкія рэаліі аказаліся нечакана непрыемнымі: у краіне была пасляваенная разруха, недахоп жылля, нізкія заробкі, вялікая злачыннасць, дыктат камуністычных улад і спецслужбаў. Таму значная колькасць “рээмігрантаў” пажадала павярнуцца ў Аргенціну, але выехаць з СССР было ўжо немагчыма. Толькі ў 60-х гг. невялікая іх частка здолела пераехаць у Аргенціну: з агульнай колькасці беларускіх “рээмігрантаў” у 1,5 тысячы павярнулася не больш за 300 чалавек.

Што датычыцца грамадскага жыцця ў Аргенціне, то з сярэдзіны 1950-х гадоў беларускія імігранты ўваходзілі ў склад інтэрнацыянальных клубаў савецкіх грамадзян, што ядналі імігрантаў, у асноўным, украінскага і беларускага паходжання. Клубы насілі імёны савецкіх ці “прагрэссіўных” пісьменнікаў: М. Горкага, М. Астроўскага, В. Бялінскага і г. д. У гэтых арганізацыях былі сабраныя бібліятэкі ў асноўным твораў савецкіх пісьменнікаў на рускай ці ўкраінскай мовах. Тут дзейнічалі танцавальныя, шахматныя, мастацка-тэатральныя гурткі, аб’яднаны хор, вывучалася руская мова.
« Последнее редактирование: 08 Октября 2010, 14:33:53 от sao007 »
all phenomena are empty

 

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15