Матэ: легенды и история(ссылка ведёт на первоисточник)
Раньше йерба матэ (yerba mate) было дикорастущим деревом, с которого индейцы гуарани снимали высохшие листья и готовили из них свои напитки. Широкое употребление матэ среди индейцев было вызвано его целебными свойствами, которые в целом способствовали повышению иммунитета, восстановлению нервной системы, предотвращению истощаемости организма, вызванного разными болезнями, и как результат - замедление старения организма. Употребление матэ позволяло им также обходиться без еды в течение длительных периодов времени, порою заменяя такие важные продукты, как хлеб и овощи, легко утоляя чувство голода.
Легенды индейцев говорят нам о том, что yerba mate индейцы гуарани получили в дар от богов:
"Яри, богиня луны, с любопытством рассматривала густые леса, которыми Тупа, могущественный бог гуарани, покрыл землю, и с каждым днем ее желание спуститься вниз разгоралось все больше и больше. Тогда Яри позвала Араи, облако предрассветных сумерек, и уговорила ее вместе Спуститься на землю.
И вот следующим утром они прогуливались по лесам в облике двух прекрасных девушек. Но тела их устали, и вот, увидев невдалеке хижину, в поисках отдыха они направились к ней. Внезапно они услышали шум и увидели ягуара, который уже был готов броситься на них, как вдруг стрела, выпущенная из лука старым индейцем, ранила его в бок. Обезумевшее животное склонилось над своей раной, но еще одна стрела вонзилась в его сердце. Как только битва закончилась, Араи и Яри направились к старику, который предложил им отдохнуть и пригласил в хижину. Мужчина жил со своей женой и дочерью, которые встретили богинь очень радушно.
На следующий день Яри объявила старику, что настало время отправляться в путь. Жена и дочь попрощались с двумя прекрасными девами, которые в сопровождении старика вышли на дорогу. Старик же открыл богиням, почему он жил так уединенно. Оказалось, что, когда дочь подросла, беспокойство, волнение и страх овладели его духом до того, что старый индеец решил уйти из города, чтобы в глуши его дочь смогла сохранить свою добродетель и достоинство, которыми Тупа наградил ее.
Как только Араи и Яри остались одни, они вернули свое прежнее обличье и поднялись на небеса, где с большим рвением стали искать достойную награду своему спасителю. И вот как-то ночью они наслали на семью старика глубокий сон, и, покуда все трое Спали, Яри посеяла недалеко от хижины небесное зерно и осветила то место, чтобы Араи пролила над ним мягкий Сладкий дождь и напоила землю.
Настало утро, и перед хижиной выросли небольшие странные деревца, чьи бледные белые цветы робко выглядывали из темной зелени листьев. Когда старик проснулся и вышел на улицу, он обомлел от чуда, открывшегося перед его глазами.
Индеец позвал свою Жену и дочь, и когда они увидели произошедшее, то, плача от радости, упали на колени, воздавая хвалы богам. Яри, воплотившись в знакомую им уже девушку, подошла и сказала:
- Меня зовут Яри, я - богиня луны и хочу отблагодарить вас за вашу доброту. Новое растение, которое вы видите перед собой, - это йерба матэ, и с этого момента она навсегда станет для вас и всех людей символом дружбы. Ваша дочь будет жить вечно и никогда не потеряет ни своей добродетели, ни доброты своего сердца. Она станет хозяйкой йерба матэ.
Затем богиня подняла их с колен и научила, как нужно готовить и заваривать матэ.
Прошло много лет, и старой семейной чете пришло время умереть. После того как их дочь исполнила все ритуальные обряды, она исчезла с лица земли. И с тех самых пор ходит легенда, что время от времени она появляется среди зарослей йерба матэ в облике прекрасной белокурой девушки, в глазах которой отражается доброта и тихий нрав".
Такова одна из легенд индейцев гуарани, объясняющая происхождение йерба матэ, ведь в действительности матэ популярно не только в Южной Америке. На всех континентах матэ воспринимают не только как настой, помогающий людям поддерживать организм в тонусе, не причиняя вреда, но и как традицию, объединяющую людей.
Из книги К. Леви-Стросса "Печальные тропики":
"Существует несколько способов пить матэ. В экспедиции, когда, выбившись из сил, мы слишком нетерпеливо жаждали облегчения, то просто бросали большую пригоршню порошка в холодную воду и, быстро, доведя до кипения, тут же - это главное - снимали с огня, иначе матэ теряет всякий вкус. Тогда его называют cba de mate. Это темно-зеленый и почти маслянистый напиток, как крепкий кофе. Когда времени в обрез, довольствуются terere: пипеткой набирают холодную воду и поливают ею пригоршню порошка. Кто боится горечи, предпочитает mate doce: для этого, смешав порошок с сахаром, нужно обжарить его на жарком огне, залить эту смесь кипящей водой и процедить. Но я не знаю любителя матэ, который не предпочел бы всем этим рецептам cbimarrao, одновременно являющийся социальным ритуалом и домашним пороком.
Все усаживаются вокруг маленькой девочки, которая приносит чайник, горелку и сосуд - иногда это калебас с отверстием, отделанным серебром, иногда - рог зебу, вырезанный пеоном. Этот сосуд на две трети наполнен порошком, который девочка постепенно пропитывает кипящей водой. Как только эта смесь густеет, она проделывает в ней ямку с помощью серебряной трубки, оканчивающейся в верхней части утолщением с дырками, стараясь, чтобы пипетка находилась как можно глубже в том самом углублении, где собирается жидкость. Между трубкой и вязкой массой должен сохраняться как раз такой зазор, который не нарушит ее однородности, но и не слишком большой, иначе не образуется настоя. Теперь остается лишь залить шимарран жидкостью и поднести ее хозяину дома: сделав два или три глотка, он возвращает чашу, а затем эту процедуру проделывают остальные, сначала мужчины, потом женщины, если они присутствуют. Чашу передают по кругу до тех пор, пока не опорожнится чайник.
Первые глотки приносят восхитительное ощущение, по крайней мере человеку привычному, ибо новичок обжигается. Оно складывается из несколько вяжущего соприкосновения с серебряным ободком чаши, ошпаренным кипятком, с бурлящей водой, щедро покрытой питательной пеной, одновременно горькой и душистой, вобравшей аромат леса, сконцентрированный в нескольких каплях. В матэ содержится алкалоид, сходный с алкалоидами кофе, чая и шоколада, однако его успокаивающее и в то же время укрепляющее действие объясняется, возможно, и дозировкой. Обойдя несколько раз по кругу, матэ становится безвкусным, однако, осторожно действуя пипеткой, можно сделать еще несколько углублений и продлить удовольствие, получив небольшие дозы горечи".
Согласно хроникам колонизации Южной Америки, испанцы сразу стали употреблять матэ из-за его особого свойства: он помогал избежать цинги, болезни, поражавшей многих, не имевших возможности есть свежие фрукты и овощи в долгих путешествиях через океан к новому континенту Также испанцы заметили, что индейцы, употреблявшие этот напиток, приобретали необыкновенную устойчивость к усталости, в связи с чем они попытались приписать ему наркотическое воздействие на организм, что абсолютно неправильно. Несмотря на это, матэ очень быстро стал популярным во всем регионе Рио-де-Ла-Плата, вплоть до Чили и Перу в горной цепи Анд.
Примерно в XVII в., когда на континент начали активно проникать европейцы, начался иезуитский этап в истории матэ. Ватикан получил множество земельных угодий на новых территориях, а в 1611 г. иезуитский орден получил право на основание независимой иезуитской империи, просуществовавшей 160 лет. Это государство было чисто коммерческим предприятием, ежегодно получавшим от рабского труда индейцев до 900 процентов чистой прибыли. Отцы-иезуиты очень быстро оценили полезные свойства "индейской травки" и сообразили, что на этом можно экономически развернуться. Они заставляли индейцев приносить листья матэ, но при этом индейцы погибали от непосильного труда, болезней, опасностей, которые подстерегали их в джунглях, когда они собирали листья и несли за многие километры тяжелые тюки своим поработителям. Тогда иезуиты предприняли попытки культивировать yerba mate.
Европе матэ был известен как "настой иезуита", стоил дороже кофе и чая, на чем и богатели "святые отцы". Позже, когда в XIX в. Южную Америку захлестнули революции и войны, в Европе о матэ забыли на долгое время и уже воспринимали его как полную экзотику.
В середине XIX в. французский врач и натуралист Бонплан начал первые научные исследования свойств yerba mate. Развитие этих исследований позволило в начале XX в. засеять первые плантации непосредственно в зоне иезуитских руин Сан-Игнасио в провинции Мисионес (Аргентина), где уже на протяжении нескольких веков индейцы гуарани выращивали это растение. С этого времени начинается распространение производства матэ, которое в наши дни достигло такого уровня, когда миллионы людей во всем мире употребляют ежедневно вместо традиционного чая и кофе настой yerba mate.
Чешские путешественники Ганзелка и Зикмунд, пересекшие на старенькой "варте" весь Южноамериканский континент, пишут: "Питье матэ ставится выше таких жизненно важных функций человека, как труд, развлечение, еда и сон. Если криожье надо идти на работу в 6 часов утра, он встает в 4, чтобы иметь хотя бы полтора часа на питье матэ. Этот торжественный обряд допускает все что угодно, только не спешку. "Аорита!" ("Минуточку!") - выдает криожье всегдашний ответ на любую вашу просьбу, после чего снова погружается в сладкое ничегонеделание".
С 1930 г. начинаются многочисленные исследования с целью определить, откуда матэ берет те свои легендарные свойства, которые делали возможным для гаучо, легендарного жителя Аргентинской пампы, пастуха и охотника, музыканта и ремесленника, выносить изо дня в день непогоду и жизнь под открытым небом, заниматься тяжелым трудом, употребляя в пищу только говядину и настой матэ.
С XIX в. проводились серьезные научные исследования влияния матэ на организм человека, был обнаружен целый спектр его целебных свойств.
В середине прошлого века Аргентина за год потребляла около 120 тысяч тонн йербы. По 10 кг на душу, считая и младенцев. Даже выезжая за границу, настоящий криожье везет с собой на поясе термос, горлянку и полотняный мешочек с жербой за пазухой.
В Аргентине матэ называют еще и "душой танго". Исполнители зачаровывающего танца непременно пьют этот напиток перед выступлением и после, чтобы восстановить силы после страстного действа. Его пьют спортсмены, любители фитнеса, фотомодели, звезды эстрады и кино... В общем, те, кто заботится о своем здоровье: от обычного клерка до королевской особы. В числе почитателей матэ: Диего Марадона, Мел Гибсон, Мадонна, Хулио Иглесиас, принц Чарльз, актерская чета Безруковых. Чай матэ обожала Эвита, он был любимым напитком Че Гевары, позволявшим легендарному революционеру восстанавливать свои силы после кровопролитных боев.